Unreal Fest: нереальные VR- и AR-разработки на российском рынке


В рамках международного фестиваля Unreal Fest для участников и гостей организовали деловую, развлекательную и образовательную программы, выставку технологий и зону для детей. Свои доклады слушателям представили основатель сервиса дополненной реальности 1Reality и один из организаторов феста Дмитрий Статовский, глава первой в России Ассоциации дополненной и виртуальной реальности Екатерина Филатова, сооснователь компании-производителя очков VR Boxglass Игорь Мельников и другие эксперты индустрии. Гостей фестиваля развлекали гонками дронов, давали возможность ощутить себя в виртуальной реальности на любой вкус, кормили необычной едой. Многие также смогли оценить восстановленную ферму авторства архитектора Юлия Бенуа.

b=05,left

Одной из самых посещаемых зон феста стала площадка Университета ИТМО. Очереди выстраивались, чтобы порисовать 3D-ручками, посмотреть видео, снятое командой Video360Production, и поиграть с роботами. Здесь также представили свое ноу-хау молодые ученые НИИ наукоемких компьютерных технологий Университета ИТМО. В основе их разработки, посвященной поведению толпы, лежит мультиагентная модель, которая дорабатывается с помощью  данных, собранных учеными в Индии во время праздника Кумбха-Мела и на VK-фесте. Модель включает в себя классификацию людей по возрастам, социальной принадлежности и другим параметрам. Это хорошее подспорье для обучения, например, волонтеров: для них проигрывают некий сценарий поведения толпы людей, под который они должны подстроиться, –  за процессом можно не только наблюдать, но и управлять им.

b=01,left

«Основная суть нашего демо-стенда в том, что люди могут попасть в виртуальном пространстве в реальных индийский храм, где весной мы проводили исследования в рамках праздника Кумбха-Мела. За месяц фестиваля поток людей варьируется от 50 до 100 миллионов человек. С помощью VR-очков можно попасть в этот храм, и один человек может ходить по территории храма и направлять потоки людей, а другой может быть своеобразным крауд-менеджером: смотреть на всю картину в общем и давать некоторые рекомендации. Так, человек, находящийся в виртуальной реальности может видеть появляющиеся отметки на территории и выполнять ряд задач», – пояснил руководитель группы научной визуализации НИИ НКТ Университета ИТМО Андрей Карсаков.

Костюм из области фантастики

Посетителей Сада Бенуа удивили молодые ученые из Москвы, создавшие  костюм-нейроинтерфейс, который позволяет считывать и воспроизводить движения и ощущения. Он взаимодействует с мышцами и кожными рецепторами, фиксирует мышечную активность и воспроизводит определенные  движения.

b=04,left

«Идея такого проекта появилась в ходе моей реабилитации, когда я, занимаясь музыкой, случайно перерезала себе нерв и потеряла возможность двигать рукой. Я училась на биолога и вместе с командой инженеров занималась разработкой медицинских приборов. Чтобы помочь мне, мы совместно создали прототип, который позволил считать движения одного человека и воспроизвести их на меня. Так, за 21 день я научилась играть на контрабасе. Применяя технологии VR и развивая проект дальше, мы создали целый костюм, не только считывающий и воспроизводящий движения, но имитирующий тактильные ощущения – тепло, холод, прикосновения», – рассказывает CEO компании, биолог Ольга Левицкая.

По словам Ольги, технология основана на методе воздействия на нервы подобными нервными импульсами. На самом костюме есть много контактных точек, а ткань является тем датчиком, который передает через кожу импульсы нервам с помощью системы модулей гибких плат. Сам костюм пришлось полностью делать самостоятельно, привлекая профессионалов: ранее подобные задачи выполнялись только в аэрокосмической индустрии, чтобы затормозить процесс атрофии мышц космонавтов в условиях невесомости. Как отмечает разработчик, не стоит путать технологию с костюмом Tesla Suit, так как московский стартап более проработан. Сейчас в команде около 30 человек из разных стран.

AR для школ и лафхаки

b=03,left

Сооснователь компании Arloopa Арман Атоян посоветовал специалистам в области VR создавать разработки для сферы образования: в ней, по его словам, кроются успешные бизнес-кейсы. Так, на создание одного из продуктов бизнесменов вдохновила музыкальная книжка о динозаврах, которая озвучивала каждую рептилию при нажатии кнопки. Они решили усовершенствовать технологию: при наведении на животных камеры смартфона из книги на экран выбегал реалистичный динозаврик, издающий разные звуки и характерно двигающийся. Кроме того, разработчикам понравилась идея визуализировать физические законы и астрономические явления. Например, с помощью той же камеры смартфона или планшета с установленным приложением картинка со схемой солнечного затмения становилась объемной и куда более понятной, чем обычная иллюстрация.

b=00,left

В свою очередь, Валерия Холодкова, представитель компании EligoVision, рассказала о том, как дополнительную реальность можно применять в образовательной сфере. По ее словам, большинство предпринимателей боятся встраивать свои технологии в достаточно консервативную и сложную отрасль, однако она и ее коллеги решили попытать счастья на этом поприще. В итоге компания смогла внедрить в ряд школ конструктор дополненный реальности, который также может применяться для маркетинговых целей. Как отмечают разработчики, это очень простой конструктор, в который можно загружать тексты, модели, слайды, видео, картинки, звуки и всю ту медиатеку, которой пользуется современный учитель. При этом данный инструмент будет понятен любому учителю, который умеет включать и выключать компьютер. Кроме того, школам предлагают уже реальные проекты, загруженные в конструктор, с которыми можно работать – модернизировать и видоизменять их. Например, в рамках одного из мероприятий старшеклассник за пару месяцев работы в 3D-Max сделал модель средневекового города, увлекшись нововведением. Школьникам легче изучать такие предметы, как математика, биология, география, химия и физика, с помощью дополненной реальности, а учителя всегда их поддержат, отмечает Валерия Холодкова.

«В школы мы вошли через учителей и учеников, не став обращаться к директорам, которые не всегда заинтересованы в подобных предложениях. Реально интересующиеся всем новым дети – это евангелисты технологий. Вы бы видели, как у них горят глаза, когда они начинают работать с конструктором. У них огромное количество идей, и они всегда стараются воплотить их в жизнь», – делится представитель компании EligoVision.

b=02,left

Спикер также поделилась советами, которые пригодятся новаторам для внедрения технологий. По ее словам, первым делом не стоит бояться предлагать разработки целевой аудитории, несмотря на сложившиеся стереотипы. Во-вторых, стоит быть терпеливыми: мало что «выстреливает» с первого раза, но уверенность в своем продукте и его эффективность рано или поздно приносят плоды. Третий лайфхак, к которому стоит прислушаться стартаперу и бизнесмену, состоит в том, что с клиентом нужно проводить как можно больше времени. Им стоит подробно объяснять технологию, отвечать на все вопросы, адаптировать разработки под их нужды, и тогда колесо Фортуны обязательно повернется.

Полина Полещук

Редакция новостного портала Университета ИТМО